Главная Купить картину Заказать портрет

www.ArtPanov.ru :: На сайте вы можете познакомиться с известными русскими художниками Пановыми.
www.ArtPanov.ru :: На сайте вы можете заказать портрет, купить картину маслом.

Мастер (Автор Ю.Халаминский)

Мастер (Автор Ю.Халаминский)

Иллюстрации к «Маленьким трагедиям» окончены. Явилось еще одно произведение огромной, волнующей силы. Образы Пушкина нашли свое адекватное выражение. Их кристаллическая ясность отлилась в стройных и чеканных графических композициях. Художник не ограничился передачей сюжета, изложением, «иллюстрированием» той или иной знакомой сцены. Он сумел воплотить стиль эпохи, дух времени.

Герои «Маленьких трагедий» различны: трагический Скупой рыцарь, сложный дон Хуан, талант и гений — по определению Белинского — Сальери и Моцарт. Что-то сатанинское есть в старом бароне, спустившемся в свое подземелье и ликующем среди сверкающего металла. Как прекрасна донна Анна, склонившаяся у каменных плит гробницы, одно¬временно искренне, коварно и страстно лицо дон Хуана, обрамленное монашеским капюшоном. Гравюры входят в книгу плотно. Их мерный ритм совпадает со звучанием стихов, составляя вместе с ними гармоническое художественное целое. Книга решена так, что любая заставка в ней так же нужна, как и полосная иллюстрация, ибо истинное произведение искусства целостно и обусловлено во всех своих частях. Как в музыке или математике: стоит убрать хоть одну ноту или цифру—и все остальное рассыплется, потеряет свою закономерность. Так и здесь все необходимо, все имеет свое смысловое и художественное значение.

Автор этих иллюстраций — Владимир Андреевич Фаворский — крупнейший советский гравер. Его творческий путь начался более полувека назад. Уже в 1925 году на Международной выставке декоративных искусств в Париже Фаворскому за гравюру по дереву была присуждена высшая награда «Grand prix», а спустя почти 35 лет в 1959 году его гравюра «Мир», славящая дружбу народов, была удостоена золотой медали на Международной книжной выставке в Лейпциге.

В чем же секрет мастерства Фаворского? Начав с изучения сложной и во многом консервативной техники ксилографии, жестко следуя законам взаимоотношения предмета и пространства, разработав принципы композиции, позволяющие активно преобразовывать виденное в действенный художественный об¬раз, Фаворский сумел до конца подчинить себе эту технику. Выявляя всю силу звучания самого материала—дерева, он получил возможность решать в гравюре сложнейшие художественные задачи. Если сравнить ранние произведения художника, выполненные им около 1910 года—пятьдесят лет тому назад,— с показанными в 1960 году на выставке «Советская Россия» гравюрами к маленьким трагедиям Пушкина, станет ясно, как целеустремленно работал художник все эти годы, добиваясь технического совершенства, дающего возможность творить свободно.

Более полувека режет Фаворский свои гравюры. Его жизнь и творчество—это непрерывные поиски. Каждая новая находка, открытие, сделанное во время работы, не завершает бесконечного стремления к лучшему, а, напротив, обнаруживает новые возможности. Поэтому то, что сделано, радуя, все же в чем-то уже не удовлетворяет художника, и потому, вероятно, он так легко и охотно принимает упреки и так мало внимания обращает на похвалы.

Типична для первоначальных устремлений Фаворского серия пейзажей Москвы и Подмосковья (1918). Заботясь прежде всего о выразительности самого материала, Фаворский в то же время тщательнейшим образом добивается общего звучания произведения. Сохранившиеся варианты гравюры Троицк-Сергиевской лавры показывают настойчивую последовательность его работы. Как постепенно «упрощается» решение неба—от этого светлеет, будто наполняется воздухом весь пейзаж и четче вырисовывается сказочный городок лавры с гордо поднятой ввысь строй¬ней колокольней. Однако не следует думать, что ранние «формальные» искания Фаворского исключали другую сторону его работы—создание динамичных и содержательных композиций. Усилия художника шли как бы двумя параллельными путями—он изучал и подчинял себе форму гравюры и в то же время вдумчиво всматривался в избранные для иллюстрирования литературные произведения, стремясь передать их колорит, динамику, образный строй. Пройдет время, и обе эти ранее параллельные линии сойдутся и образуют прямой и ясный путь, по которому сейчас уверенно идет художник.

Наиболее значительным созданием Фаворского двадцатых годов явились гравюры к книге «Руфь» (1925). Простота и строгость их отвечают прозрачности и простодушному спокойствию древней сказки. Как хорош и ясен фронтиспис, изображающий Руфь-верную под цветущим деревом. Словно соки родной земли струятся в древесном стволе, наполняя сочную крону волной жизни и одаряя животворными силами прикоснувшуюся к древу женщину.

Фаворский прибегает к своеобразной манере: он разворачивает действие во времени, показывая конец, середину и его начало одновременно. «Изображение, претендующее быть художественным,—утверждал тогда Фаворский,—имеет задачей организовать, изобразить время. Это будет иметь место тогда, когда мы изображаем историческое событие, и тогда, когда мы изображаем двигающийся предмет, и тогда, когда мы рассматриваем, ощупываем, изучаем относительно неподвижную натуру».

Признавая за Фаворским целеустремленность в овладении формой и огромные достижения в этой области, нельзя не заметить и того, что тематика его работ этих лет несколько ретроспектива; художник как бы отстранялся от окружающего мира фактов, событий. А годы были горячими—победила революция, полыхала гражданская война, закладывались фундаменты будущих строек социализма. В этих условиях такая «тематическая обособленность» работ Фаворского казалась искусственной. Тем более, что формальные искания художника нашли большое число подражателей, которые в своих довольно посредственных работах консервировали опыты Фаворского, воз¬водя их в догму, не видя и не понимая их переходного значения.

Через два года после «Руфи» Фаворский создает два станковых листа «Октябрь» и «Годы гражданской войны».


Продолжение статьи следует.

2010-11-14

Новости Выставка заслуженного художника России Эдуарда Панова, картин пейзажной живописи в РЦНК в Пекине

2012-11-22

Ежемесячный журнал на китайском языке. В данном журнале статья о творчестве Эдуарда Панова

2012-11-11

В Пекине открылась персональная выставка заслуженного художника России Эдуарда Панова "Краса России"

2012-11-09

Выставка Панова Эдуарда Порфирьевича и Панова Михаила Эдуардовича в ОАО "Газпром"

2010-12-21

Выставка Заслуженного художника России Панова Эдуарда Порфирьевича в ОАО "Газпром"

2010-12-10

Статьи
Щедрый талант Михаила Павловича Бобышова Щедрый талант Михаила Павловича Бобышова

2011-03-11

Мастер (Автор Ю.Халаминский) Мастер (Автор Ю.Халаминский)

2010-11-14

Амарнское искусство (продолжение статьи) Амарнское искусство (продолжение статьи)

2010-09-29