Главная Купить картину Заказать портрет

www.ArtPanov.ru :: На сайте вы можете познакомиться с известными русскими художниками Пановыми.
www.ArtPanov.ru :: На сайте вы можете заказать портрет, купить картину маслом.

Амарнское искусство

Амарнское искусство

Каждый период многовековой истории Древнего Египта оставил нам те или иные замечательные произведения искусства. Однако, пожалуй, наибольшей известностью пользуются памятники так называемого «амарнского» времени, то есть первой половины XIV века до н. э. Популярность искусства этого периода вполне заслуженна и объясняется его человечностью, жизненностью, великолепным мастерством выполнения. Скульптурные портреты фараона Эхнатона, его матери Тии, жены Нефертити и дочерей до сих пор глубоко волнуют и оставляют незабываемое впечатление.

Название «амарнский» этот период получил у историков по имени современного селения, расположенного примерно в 287 км к югу от Каира, там, где найдены развалины Ахетатона—столицы Древнего Египта, возникшей здесь в начале XIV века до н. э. и просуществовавшей всего около четверти века. Затем также внезапно Ахетатон был разрушен и вскоре занесен песками. Причины быстрого возникновения и еще более скорой гибели города были достаточно сложны.

Конец XV и начало XIV веков до н. э. были в Египте временем острой борьбы царской власти с верхушкой знати и жречества, чрезмерно разбогатевшей в результате удачных войн. Жрецы самого главного официального святилища страны — храма Амона в столице Египта Фивах — пытались вмешиваться в дела государства и диктовать свою волю царям. Это вызвало ряд конфликтов, окончившихся на рубеже двух указанных столетий открытым разрывом фараона Аменхотепа IV с жречеством и высшей знатью. Опираясь на средние слои населения, царь попытался провести мероприятия, направленные на ограничение значения жрецов, причем эти мероприятия носили характер религиозной реформы. С целью уничтожения авторитета жречества Аменхотеп IV провозгласил культ нового бога и закрыл храмы прежних божеств. Отныне единым истинным богом был объявлен солнечный диск — Атон. Фараон отрекся от своего прежнего имени, связанного с ненавистным богом Амоном, и принял новое — Эхнатон, что означало «Благой для Атона». Старая столица была покинута и построена новая, названная Ахетатон — «Небосклон Атона».

Новая столица возникла быстро. Руками множества строителей под руководством опытных зодчих создавались здесь храмы нового бога, дворцы, жилища знати, кварталы, заселяемые ремесленниками. В горах, окружавших город, высекались гробницы для царя, его семьи и придворных, причем стены этих усыпальниц покрывали замечательными раскрашенными рельефами, изображавшими здания новой столицы, сцены из жизни двора, службы в храмах.

Храмы также были украшены многочисленными рельефами и скульптурами. Замечательна была и декорировка дворцов, построенных, как всегда в Египте, из кирпича—сырца. Каменные колонны с разнообразными, богато украшенными капителями, поливные изразцы и росписи на стенах, расписные полы, внутренние садики с водоемами — все это поражало яркостью красок, блеском цветных полив, а местами и позолоты.

Раскопки показали нам жизнь города, роскошь дворцов и жилищ знати, скромные дома ремесленников. Особенно интересны памятники, найденные в мастерских скульпторов. Таких мастерских было обнаружено несколько — ведь для украшения храмов, дворцов, гробниц новой столицы нужно было немало мастеров. Они приезжали сюда из Фив, где в их работах уже не было такой потребности.

Изменение исторической обстановки отразилось на культурной жизни, отличительной чертой которой стал резкий разрыв с вековыми традициями. Эта ломка привычных норм шла повсюду. Так, вместо древнего классического языка, на котором до тех пор писали и официальные документы и художественную литературу» стал применяться обычный разговорный язык. Значительно обновилась придворная среда, где появились выходцы из средних слоев египетского общества, в которых уже давно нарастало недовольство своим положением. Они принесли свои взгляды, свое миро-воззрение. Для них был характерен интерес к вопросам истины, морали, познания действительности. Эти же вопросы разрабатывались религиозно-философской концепцией Атоновского культа. В Ахетатоне поклонялись не далеким, непознаваемым божествам, а зримому солнцу, реально ощутимое тепло которого воспринималось как живительная творческая сила. Лучи солнца изображались в виде рук, держащих иероглифы жизни. Гимны в конкретных ярких образах воспевали благодетельную животворящую деятельность солнечного диска.

Естественно, что все это не могло не отразиться и на искусстве. Новый культ потребовал решительных изменений храмовой архитектуры: поскольку почитали само солнце, службы происходили под открытым небом, и храмы не нуждались теперь ни в грандиозных колонных залах с их таинственным полумраком, ни в святилищах для статуй божеств, ни в самих ритуальных статуях.


Продолжение статьи следует.

2010-09-20

Новости Выставка заслуженного художника России Эдуарда Панова, картин пейзажной живописи в РЦНК в Пекине

2012-11-22

Ежемесячный журнал на китайском языке. В данном журнале статья о творчестве Эдуарда Панова

2012-11-11

В Пекине открылась персональная выставка заслуженного художника России Эдуарда Панова "Краса России"

2012-11-09

Выставка Панова Эдуарда Порфирьевича и Панова Михаила Эдуардовича в ОАО "Газпром"

2010-12-21

Выставка Заслуженного художника России Панова Эдуарда Порфирьевича в ОАО "Газпром"

2010-12-10

Статьи
Щедрый талант Михаила Павловича Бобышова Щедрый талант Михаила Павловича Бобышова

2011-03-11

Мастер (Автор Ю.Халаминский) Мастер (Автор Ю.Халаминский)

2010-11-14

Амарнское искусство (продолжение статьи) Амарнское искусство (продолжение статьи)

2010-09-29