Главная Купить картину Заказать портрет

www.ArtPanov.ru :: На сайте вы можете познакомиться с известными русскими художниками Пановыми.
www.ArtPanov.ru :: На сайте вы можете заказать портрет, купить картину маслом.

Малоизвестные шаржи художника В.А. Серова

Малоизвестные шаржи  художника В.А. Серова

Валентин Александрович Серов всегда горячо увлекался рисованием шаржей и карикатур. И в этих набросках, сделанных большей частью на клочках бумаги, ярко проявилась присущая художнику способность скупыми, точными и всегда новыми приемами передавать главные и характерные черты человека, его внутреннюю сущность.

Сдержанный, молчаливый, внешне даже немного угрюмый, Серов искренне любил смешное, ценил остроумие, сам обладал очень тонким и острым юмором. Эта черта его характера сказалась в многочисленных сатирических рисунках. Они носят большей частью «домашний» характер и потому находятся главным образом в частных собраниях. Однако шаржи Серова — очень ценный материал для более полной характеристики творчества художника.

Недавно в Ленинградском театральном музее удалось обнаружить два подписных шаржа, относящихся к 1901 году. На этих листах имеется надпись, сделанная рукою художника: «Через 15 лет». Иными словами люди изображены Серовым такими, какими, по его мнению, они должны были стать через пятнадцать лет, т.е. в 1916 году. Это обстоятельство очень затрудняло определение изображенных лиц. На первом рисунке одна фигура сомнений не вызывала — это сам художник, что подтверждается портретным сходством и аналогичным шаржем - «Скучный Серов». Вторая фигура, как удалось установить, изображает Л. Бакста. Подтверждается это портретом Бакста работы К. Сомова, автопортретом и особенно фотографией Бакста, воспроизведенной в 1912 году.

Какова же была причина для шаржа? Оказывается, в 1901 году Л. Бакст был приглашен С.П. Дягилевым для работы в издававшемся им «Ежегоднике императорских театров» на весьма скромное амплуа фоторетушера. Апломб Бакста и его слишком самоуверенные манеры обратили на себя внимание Серова. И художник с тонким юмором изображает зазнавшегося фоторетушера и его тайные мечты, осуществиться которые должны были бы через 15 лет.

На рисунке мы видим Бакста щегольски одетого, подтянутого, с цилиндром под мышкой. Манерным жестом он поправляет пенсне, рассматривая, по всей вероятности, работу Серова. Весь его внешний вид, манера держаться, движение рук красноречиво говорят об испытываемом им чувстве превосходства над художником. Себя же Серов изобразил полным контрастом Баксту: прославленный художник, одетый в простой костюм, стоит позади Бакста в покорной позе. Привычным жестом, заложив руки в карманы брюк и склонив немного голову на бок, он терпеливо ждет конца осмотра.

Если этот шарж удалось сравнительно легко расшифровать, то со вторым дело значительно осложнилось. Неизвестны были изображенные Серовым люди, взаимоотношения между ними, а также событие, вызвавшее появление шаржа. Кроме того, изображенная ситуация могла возникнуть в 1916 году, а что происходило в момент создания рисунка?

Стоящая позади кресла фигура, судя по имеющимся карандашным зарисовкам Серова, изображает И. А. Всеволожского, занимавшего до 1901 года должность управляющего Мариинским императорским театром. Долгое время не удавалось разгадать, кто изображен сидящим в кресле.

Длительные изыскания позволили установить, что в 1901 году произошло следующее. Вновь назначенный управляющий Мариинским театром С. М. Вол¬конский поручил С. П. Дягилеву, чиновнику особых поручений, издание «Ежегодника императорских театров» за сезон 1900—1901 годов. Дягилев блестяще справился с задачей, и выпущенный им «Ежегодник» необычайно выгодно отличался от предшествующих. Это принесло Дягилеву определенный успех. Вот с этого-то все и началось! Будучи по складу своего характера весьма честолюбивым, Дягилев, что называется, «рвался» к славе, власти, и скромная роль чиновника особых поручений его, видимо, совсем не удовлетворяла. Успех «Ежегодника» позволил ему почувствовать более твердую почву под ногами. Есть основание думать, что он не прочь был занять место Волконского.

Между Дягилевым и Волконским возникли резкие разногласия. В конце концов дело дошло до того, что Волконский вынужден был обратиться за помощью к своему дядюшке — И. А. Всеволожскому, бывшему в то время директором Эрмитажа. Всеволожский, в свою очередь, обратился с жалобой на Дягилева к царю, который запретил Дягилеву впредь занимать административные должности

Описанный факт, наделавший много шума в театральных кругах, безусловно, был известен Серову. В фигуре человека, сидящего в кресле, мы узнаем С.П. Дягилева, достигшего через 15 лет после удачи с «Ежегодником» высокого положения.

Дягилев изображен в виц — мундире «Министерства императорского двора и уделов». Вся его располневшая фигура выражает твердую уверенность в прочности занимаемого им положения. За креслом в почтительной позе стоит Всеволожский. Вытянув шею, он старается через плечо Дягилева заглянуть в только что поданную им бумагу.

Оба эти шаржа, как и все работы Серова, отличаются необычайной ясностью и простотой, а изображенные люди — исключительным портретным сходством. На примере этих рисунков мы еще раз убеждаемся, каким тонким и наблюдательным психологом был Серов, как быстро и безошибочно умел он подметить наиболее характерное в людях и окружающей обстановке.

Изучением карикатур Серова никто специально не занимался. В многочисленных трудах, посвященных творчеству художника, о них упоминается вскользь, а между тем многие из сатирических рисунков представляют большой интерес. И нет сомнения, что шаржи Серова, изданные специальным альбомом, вызвали бы живой интерес у всех, любящих творчество этого большого художника.

Л. Ильина

2010-07-24

Новости Выставка заслуженного художника России Эдуарда Панова, картин пейзажной живописи в РЦНК в Пекине

2012-11-22

Ежемесячный журнал на китайском языке. В данном журнале статья о творчестве Эдуарда Панова

2012-11-11

В Пекине открылась персональная выставка заслуженного художника России Эдуарда Панова "Краса России"

2012-11-09

Выставка Панова Эдуарда Порфирьевича и Панова Михаила Эдуардовича в ОАО "Газпром"

2010-12-21

Выставка Заслуженного художника России Панова Эдуарда Порфирьевича в ОАО "Газпром"

2010-12-10

Статьи
Щедрый талант Михаила Павловича Бобышова Щедрый талант Михаила Павловича Бобышова

2011-03-11

Мастер (Автор Ю.Халаминский) Мастер (Автор Ю.Халаминский)

2010-11-14

Амарнское искусство (продолжение статьи) Амарнское искусство (продолжение статьи)

2010-09-29